Электромагнитная безопасность тяговых сетей повышенного напряжения

В. П. Закарюкин, А. В. Крюков

Аннотация

Электромагнитные поля, создаваемые высоковольтными или сильноточными линиями электропередачи, представляют собой опасную форму загрязнения окружающей среды, уровень которого возрастает. Одним из серьезных источников электромагнитного поля является тяговая сеть электрифицированной железной до­роги переменного тока, электромагнитное влияние которой может вызывать появление значительных напряжений на смежных устройствах и приводить к повреждениям оборудования и тяжелым электротравмам. В условиях электрифицированной железной дороги трудно получить экспериментальные данные, отвечающие максимальным уровням напряженности полей, поэтому анализ электромагнитной обстановки в системах тягового электроснабжения рекомендуется выполнять на основе математического моделирования. Особенно это касается разрабатываемых в настоящее время перспективных систем тягового электроснабжения, отличающихся повышенным уровнем напряжения.

Разработанные в ИрГУПСе методы и средства моделирования синусоидальных режимов в фазных ко­ординатах позволяют провести при определении режима электроэнергетической системы или системы тяго­вого электроснабжения одновременные расчеты напряженностей полей многопроводных линий электропере­дачи. В статье представлены результаты анализа электромагнитной безопасности в тяговых сетях пер­спективной системы напряжением 94 кВ. Для сравнения рассмотрены традиционные системы 25 кВ и 2х25 кВ. Компьютерное моделирование показало, что наибольшие напряженности электрического и магнитного полей создаются в традиционной системе 25 кВ, системы 2х25 кВ и 94 кВ ввиду ослабляющего действия пи­тающих проводов создают меньшие напряженности полей, а перспективная система тягового электроснаб­жения 94 кВ обеспечивает условия электромагнитной безопасности работников железнодорожного транс­порта и населения.

Полный текст:

PDF

Литература

Аполлонский С.М., Каляда Т.В., Синдаловский Б.В. Безопасность жизнедеятельности человека в электромагнитных полях. СПб.: Политехника, 2006. 263 с.

Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Тематический блок «Безопасность железно-дорожного транспорта. Безопасность железнодорожного транспорта в условиях Сибири и Севера». М.: Знание, 2014. 856 с.

Блейк Левитт Б. Защита от электромагнитных полей. М.: АСТ, 2007. 447 с.

Аполлонский С.М., Богаринова А.Н. Напряженности воздушной среды на электрифицированной железной дороге // Сборник докладов девятой российской науч.-техн. конф. по электро-магнитной совместимости технических средств и электромагнитной безопасности. СПб.: Изд-во РАН, 2006. С. 579–583.

Василянский А. М., Мамошин Р.Р., Якимов Г.Б. Совершенствование системы тягового электроснабжения железных дорог, электрифицированных на переменном токе 27,5 кВ, 50 Гц // Железные дороги мира. № 8. 2002. С. 40-46.

Котельников А.В., Косарев А.Б., Полишкина И.И., Сербиненко Д.В. Электромагнитная без-опасность систем тягового электроснабжения повышенного напряжения // Вестник ВНИИЖТ. № 6. 2002. С. 10-14.

Закарюкин В.П., Крюков А.В. Сложнонесимметричные режимы электрических систем. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2005. 273 с.

Закарюкин В.П., Крюков А.В. Методы совместного моделирования систем тягового и внешнего электроснабжения железных дорог переменного тока. Иркутск: Изд-во ИрГУПС, 2011. 170 с.

Крюков А.В., Закарюкин В.П., Буякова Н.В. Управление электромагнитной обстановкой в тяговых сетях железных дорог. Ангарск: Изд-во АГТА, 2014. 158 с.

Крюков А.В., Закарюкин В.П., Буякова Н.В. Электромагнитная обстановка на объектах железнодорожного транспорта. Иркутск: Изд-во ИрГУПС, 2011. 130 с.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.